Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Ученые на защите отечества

Дата публикации: 23 февраля 2019

Президент Академии наук СССР, Трижды Герой Социалистического Труда Мстислав Всеволодович Келдыш был выдающимся ученым XX века. То были годы активного развития науки и техники, и наша страна имела славу авиационной державы, создала атомную бомбу, ЭВМ и вырвалась в космос. И в каждой из этих огромных работ был немалый вклад Мстислава Келдыша. 

Свою первую звёздочку Героя Социалистического труда ученый получил за участие в советском атомном проекте. Организованное им специальное расчётное бюро при Математическом институте имени Стеклова АН СССР выполнило все математические расчёты советской термоядерной бомбы. Вторую звезду Героя Социалистического труда Келдыш получил после полета Гагарина. Его работа была строго засекречена, и в ту пору никто не знал, что именно Мстислав Всеволодович скрывается под псевдонимом «теоретик космонавтики».

Название изображения

Заслуг и званий Игоря Курчатова не перечислить: отец советской атомной бомбы, основатель Института атомной энергии, один из основоположников ядерной энергетики. 25 декабря 1946 года при личном участии Курчатова на уран-графитовом реакторе впервые в Советском Союзе осуществили цепную ядерную реакцию. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне взорвали первую отечественную атомную бомбу РДС-1. Под его прямым руководством 12 августа 1953 года в СССР испытали водородную бомбу, в 1954 году запустили первую в мире атомную электростанцию в Обнинске, в 1958 году создали  первый в мире атомный реактор для подводных лодок, а в 1959 году для атомных ледоколов. А еще в начале Великой Отечественной войны Курчатов разработал метод размагничивания боевых кораблей. Созданная Курчатовым вместе с А.П. Александровым «система ЛФТИ» обеспечила стопроцентную защиту от немецких магнитных мин.

Название изображения

В 1942 году лейтенанту Красной Армии Георгию Флёрову попали в руки свежие зарубежные научные журналы. И он обнаружил, что из журналов исчезли статьи по ядерной тематике, но других статей авторов, которые прежде работали над этими проблемами не появилось. Флёров, еще до войны открывший спонтанное деление ядер урана, сделал из этого факта правильный вывод: на Западе работают над атомным оружием и работы засекретили. Отважный лейтенант написал самому Сталину, и Флёрова отозвали с фронта – разведчики подтвердили работы по атомному проекту. Его включили в команду, которая под руководством Курчатова начала создавать атомную бомбу. Флёров лично провел самый рискованный эксперимент по определению критической массы плутония. 29 августа 1949 года, когда на Семипалатинском полигоне была успешно испытана первая советская атомная бомба «РДС-1», Георгий Николаевич Флёров отвечал за главную, физическую часть взрыва.

Название изображения

Согласно штатному расписанию, главный конструктор в СССР водился в каждом КБ. Но Главный Конструктор был ровно один – Сергей Павлович Королев. Его знали все, и не знал никто кроме ближнего окружения: редкие популярные статьи в центральных газетах он подписывал псевдонимом «профессор К. Сергеев». Теперь об отце советской космонавтики известно многое, и в том числе тот факт, что именно Сергей Павлович Королев стоял у истоков создания ракетного оружия. Список ракетного вооружения, созданного Королевым, способен занять пару страниц. Баллистические, стратегические, межконтинентальные ракеты все эти Р- и Н- с разными номерами, разработанные по его руководством и воплотившие его идеи, выстроили вокруг СССР ракетно-ядерный забор и надежно защитили страну. Нелишне добавить, что вклад ума и таланта Королева есть и в конструкции легендарного бомбардировщика Ту-2, созданного в годы Великой Отечественной войны в тюремном НИИ, в обиходе, «шарашке» под руководством его учителя Туполева.

Название изображения

На самолетах конструкции Александра Сергеевича Яковлева воевали асы Великой Отечественной войны и целый полк «Нормандия-Неман». На самолете Як-18 впервые поднялся в небо воспитанник саратовского аэроклуба Юрий Гагарин. Як – истребитель вошел в культуру – о нем спел Владимир Высоцкий. За годы Великой Отечественной войны на фронт улетели 40 000 самолетов Як. Ничего не скажешь – весомый вклад в Победу! Но Яковлев создавал не только лишь истребители. А еще бомбардировщики, транспортники, пассажирские, спортивные, тренировочные самолеты, вертолеты и даже беспилотники. Опытно-конструкторское бюро под руководством Яковлева выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов! Из них 100 пошли в серию. В 1943 году Александра Сергеевича избрали членом-корреспондентом, а в 1976 году – академиком АН СССР.

 

 

 

 

Название изображения

В 1928 году Юлий Борисович Харитон возвращался из Англии, где стажировался в Кавендишской лаборатории, через Берлин и удивился, как легкомысленно немцы относятся к Гитлеру. Тогда Харитон и понял, что надо заниматься взрывчатыми веществами. Много лет Харитон занимался взрывами и вместе с Яковом Зельдовичем впервые в мире осуществил расчет цепной реакции деления урана. Будущий нобелевский лауреат Игорь Тамм сказал об этой работе так: «Это открытие означает, что может быть создана бомба, которая разрушит город в радиусе десяти километров». Тамм оказался пророком: именно Юлий Харитон стал главным теоретиком проекта советской атомной бомбы. В сверхсжатые сроки и под непосредственным научным руководством главного конструктора Харитона создали и испытали атомную бомбу. Потом создали и испытали водородную – и ее создавал Харитон вместе с Сахаровым и Зельдовичем.

Название изображения

Точные науки и техника влекли Туполева с детства. В Императорском техническом училище, известном при советской власти, как МВТУ, он сразу записался в воздухоплавательный кружок к профессору Жуковскому и на всю жизнь заболел авиацией. В 1917 году Туполева назначили начальником расчетного отдела бюро управления Военно-воздушного флота. Андрей Николаевич руководил проектированием больше, чем сотни самолетов, 70 из которых выпускались серийно. Каждый знает гордые буквы АНТ – на них совершены все великие перелеты 30-х годов. Арестованный по ложному обвинению в шпионаже Туполев возглавил коллектив в ЦКБ-29 НКВД, в просторечии «туполевской шарашке». Там Андрей Николаевич создал фронтовой бомбардировщик Ту-2. Первый советский реактивный самолет Ту-104, переделанный из бомбардировщика Ту-16, первый мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, Ту-95 – первый носитель атомной бомбы – все это детища Андрея Николаевича Туполева.

Название изображения

Принцип действия водородной бомбы основан на ионизационном сжатии термоядерного горючего. Это явление называют сахаризацией, однако пищевой продукт здесь совершенно ни при чем. Название явлению подарил один из «отцов» водородной бомбы Андрей Дмитриевич Сахаров. Свое первое изобретение – прибор для контроля закалки бронебойных сердечников Андрей Дмитриевич Сахаров внедрил в 1943 году. В августе 1953 года на полигоне в Семипалатинске испытали первую в мире водородную бомбу. По воспоминаниям очевидцев, после испытания Игорь Васильевич Курчатов глубоко поклонился Сахарову со словами: «Тебе, спасителю России, спасибо». Андрей Дмитриевич Сахаров был настоящим ученым: он создал оружие защиты и твердо знал, что оно никогда не должно быть применено.

 

Название изображения

Один из самых массовых самолетов в мире – «небесный тихоход» У-2. В 1944 году его переименовали в По-2 – почтили память только что скончавшегося создателя самолета, Николая Николаевича Поликарпова, признанного «короля истребителей», как именовали Поликарпова в авиационных кругах.. В НАТО У-2 назвали мулом. Ничего не скажешь, метко: рабочая лошадка оказалась годной для самых разных целей. Легкий штурмовик, ночной бомбардировщик, самолет связи, санитарный самолет – всех его ипостасей не перечислить. «Ночные ведьмы» из 46-го Таманского гвардейского ночного бомбардировочного полка доказали, что «русфанер» подкрадывается незаметно, а бомбит очень точно. А славу «короля истребителей» Поликарпов получил за то, что создал основу истребительной авиации СССР: «курносый» И-15, «ишачок» И-16, И-185, истребитель тяжелый пушечный ИТП, тяжелый истребитель сопровождения ТИС.

Название изображения

В первые послевоенные годы говорили, что победу над гитлеровской Германией удалось одержать благодаря моторам Микулина и самолетам Яковлева. В деле авиамоторостроения Александр Александрович Микулин достиг заоблачных высот: на моторах выдающегося авиаконструктора летали Илы и Ту, МиГи и Яки. Двигателями Микулина был оснащен знаменитый АНТ-25, на котором совершались беспосадочные перелеты по маршрута Москва-Северный полюс-Соединенные Штаты Америки. Истребители МиГ-1 и МиГ-3, бомбардировщик Пе-8, штурмовик Ил-2, все эти соавторы великой Победы летали на моторах конструкции Александра Микулина. Турбореактивный двигатель для первого советского реактивного пассажирского лайнера Ту-104 тоже создан под руководством Александра Александровича.

Название изображения

Каждый третий самолет-истребитель Великой Отечественной войны назывался «Лавочкиным», на них воевали все советские асы – до Кожедуба и Покрышкина включительно. Сразу после войны Лавочкин создал дальний истребитель Ла-11 – последний серийный истребитель с поршневым двигателем и первый истребитель, который достиг Северного полюса. В гордом ряду реактивных истребителей Лавочкина – первый отечественный самолет со стреловидным крылом, первый в СССР самолет взявший звуковой барьер, всепогодный истребитель-перехватчик с радиолокационной станцией. В 50-х под руководством Семена Алексеевича создали беспилотник Ла-17, ракеты класса «земля-воздух» для первой отечественной системы противовоздушной обороны «Беркут» и ракеты класса «воздух-воздух». Зенитные управляемые ракеты Лавочкина надолго пережили свое создателя – они стояли на боевом дежурстве вплоть до 80-х годов.

Название изображения

««Ил», а отчего ты горбатый? Оттого, что всю войну на себе вывез». История героя этой шутки времен Великой Отечественной началась еще во время Гражданской войны в Испании. Оказалось, что нужен самолет нового типа: он должен был атаковать наземные и наводные малоразмерные цели с низкой высоты и при этом быть защищенным от убийственного в подобном случае огня зенитной артиллерии. И при этом оставаться скоростным, маневренным и нести достаточный боезапас. С этим заданием справился единственный человек в мире – будущий академик Сергей Ильюшин. Ил-2 звали «горбатым» за обводы, а еще «летающим танком» – за боевую мощь. А немцы именовали его «мясорубкой» за эффективность и «бетонным самолетом» за живучесть. Он вправду был живуч, этот бронированный самолет, самый массовый боевой самолет в мире – только за годы войны было выпущено больше 35000 тысяч машин.

Название изображения

В I Мировую войну в апреле 1915 года немцы пустили в районе Ипра хлор, два года спустя они применили там же иприт. Стало ясно, что появилось химическое оружие, и нужно искать средства защиты. Профессор химии, впоследствии академик, Николай Дмитриевич Зелинский понял, что искать отдельное противоядие на каждый газ немыслимо. Он пришел к идее использовать в качестве универсального поглотителя отравы обыкновенный древесный уголь. Коробку с активированным – для лучшего поглощения газов – углем соединили с резиновым шлемом, изобретенным русским инженером Эдуардом Куммантом. К середине 1916 года наладили массовое производство, и до конца войны отправили в действующую армию 11 000 000 противогазов. Большой ученый не стал патентовать изобретение: Зелинский полагал неприличным наживаться на человеческих несчастьях. Россия передала право производства противогазов союзникам, но навсегда утвердила за собой приоритет.

Поделиться: